Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидов в образовательной организации
Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ. Закон содержит ряд статей (статьи 42, 55, 59. 79), закрепляющих право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
В статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» закреплено право детей с ОВЗ на создание специальных условий для получения образования:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПРА).
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность:
В целях реализации качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Маньково-Березовской СОШ созданы:
· нормативно-правовая база.
· доступная архитектурная среда: пандус (достаточно пологий), ширина пандуса не менее 90 см, с ограждающим бортиком.
· организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров.
· обучение по основной общеобразовательной программе на основе ФГОС по выбору школы для детей-инвалидов с сохранным интеллектом или обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (для детей со снижением интеллекта) разрабатывается и утверждается образовательной организацией.
· Организация деятельности специалистов в форме ПМПконсилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.
· Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода его обучения (учитель, учитель-логопед (по согласованию), педагог-психолог).
· Создание соответствующего методического обеспечения, информационное обеспечение, применение ИКТ.
· Бесплатное предоставление учебников и учебных пособий.
· Организация медицинского обслуживания
· Организация взаимодействия с родителями (профилактические и просветительские мероприятия).
· Проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с учителем с целью устранения пробелов общего развития ребенка, его предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала; психологом по коррекции психических функций. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность 20-30 мин., не менее 2 час. в неделю.
· Материально-техническое оснащение (кабинет для коррекционных занятий с психологом, аппаратно-программный комплекс доврачебной диагностики состояния здоровья обучающихся)
· Организация внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
· Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы.
· Создание атмосферы эмоционального комфорта.