МБОУ Маньково-Березовская СОШ имеет необходимый пакет НПА, регламентирующий права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на получение образования. Образовательное учреждение создает условия по обучению детей – инвалидов согласно заключению медико - социальной экспертизы, детей с ОВЗ – в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК.
В МБОУ Маньково-Березовской СОШ имеются следующие локальные акты, позволяющие установить качество исполнения законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормативной основы образовательной среды, а также доступности качественного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья при реализации федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ, Стандарты) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО):
- Положение об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
- Положение о психолого-педагогическом сопровождении обучения детей с ОВЗ
- Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы
- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ
- Положение об индивидуальном обучении на дому
- Положение об инклюзивной практике
- Положение о консультационном центре для родителей
- Дорожная карта по исполнению Комплексного плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ в МБОУ Маньково-Березовской СОШ
Курируют вопросы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении заместитель директора по УР Федорова Н.Н.,(учебная деятельность), педагог-организатор Колесникова Т.Н. (воспитательная работа)
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят завуч школы, школьный педагог-психолог, учитель начальной, основной, средней школы, врач МБУЗ ЦРБ и логопед по согласованию.
На каждого ребенка заведено личное дело, в составе которого:
-копии документов, подтверждающих статус ОВЗ или инвалидность;
-договор о предоставлении общего образования в МБОУ Маньково-Березовской СОШ;
- заключение ПМПК;
- заявление родителей на обучение по установленной образовательной программе;
-согласие на обработку персональных данных.
Социально-педагогическое сопровождение и коррекционно- развивающие занятия для детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляют педагог-психолог школы.
Администрация и учителя школы прошли обучение на курсах повышения квалификации.
В школе разработаны адаптированные основные образовательные программы для детей с задержкой психического развития и детей с легкой умственной отсталостью, в соответсвии с Положением о разработке и реализации адаптированной образовательной программы. Методическим советом школы разработан проект положения рабочей программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с примерными рабочими программами (ФГОС НОО) для обучающихся в ограниченными возможностями здоровья, размещенных на официальном сайте издательства «Просвещение» http://adaptation.prosv.ru/category/3.html. По всем предметам учебного плана разработаны рабочие программы. Адаптированные рабочие программы по предметам учебного плана МБОУ Маньково-Березовской СОШ рассмотрены на педагогическом совете, согласованы методическим советом школы.
На каждого ребенка, обучающегося индивидуально, оформлен журнал учета индивидуальных занятий, в котором регулярно записывают темы проведенных уроков в соответствии с календарно - тематическим планированием, выставляют текущие и четвертные оценки, фиксируют домашнее задание. Домашнее задание дается с учетом возрастных особенностей и требований СаНПиН, а также с учетом психо - физических возможностей ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
В школе разработана адаптированная дополнительная образовательная программа с учётом образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями детей, детей-инвалидов по духовно-нравственному направлению.
Образовательная организация имеет учебники для специальных (коррекционных) классов VIII вида. УМК соответствует федеральному перечню учебников. Обучающиеся школы, в том числе и обучающиеся на дому, обеспечены учебниками.
В образовательной организации создан и функционирует психолого-медико-педагогический консилиум с целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В школе организована целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические условия обучения детей с проблемами школьной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
• многоуровневую диагностику развития ребенка;
• создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон эмоциональной сферы ребенка;
• взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.
В постоянный состав ПМПк входят:
Председатель – Федорова Н.Н.,зам. дир по УР;
Ветошнова Н.М.- учитель начальных классов
Дейнекина О.И.- учитель биологии высшей категории
Дунайцев В.П.- врач-терапевт МБУЗ Милютинская ЦРБ(по согласованию)
Кудачкина О.Б. - логопед (по согласованию)
Парфенова Ю.Н.- педаго- психолог (секретарь комиссии)
ПМПк проводится:
• в соответствии с планом работы психолого-медико-педагогического консилиума;
• по результатам обследования (психологической диагностики);
• по запросу родителей (законных представителей);
• по запросу администрации, учителей.
Проведение заседаний психолого-медико-педагогического консилиума является обязательной и наиболее важной частью в реализации комплексного подхода в работе.
Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
Организация работы с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов
В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей в МБОУ Маньково-Березовской СОШ создан Консультационный центр.
Консультационный центр является современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья получает методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении детей школьного возраста.
Обратившись за помощью к нашим специалистам, родители получают квалифицированную помощь по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка.