Организация индивидуального обучения на дому и организация обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья по соблюдению конституционных прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МБОУ Маньково-Березовск

МБОУ Маньково-Березовская СОШ  имеет необходимый пакет  НПА, регламентирующий права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на получение  образования.  Образовательное учреждение  создает условия по обучению  детей – инвалидов  согласно  заключению медико - социальной экспертизы, детей с ОВЗ – в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК. 

В МБОУ Маньково-Березовской  СОШ   имеются  следующие локальные акты,  позволяющие установить качество исполнения законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормативной основы образовательной среды, а также доступности качественного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья при реализации федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ, Стандарты) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО):

- Положение об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья 

- Положение о психолого-медико-педагогическом  консилиуме

- Положение о психолого-педагогическом сопровождении  обучения  детей с ОВЗ

- Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы

- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ

- Положение об индивидуальном обучении на дому

- Положение об инклюзивной практике

- Положение о консультационном центре для родителей 

- Дорожная карта по исполнению Комплексного плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ в МБОУ Маньково-Березовской  СОШ

 

Курируют вопросы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов  в образовательном учреждении заместитель директора по УР Федорова Н.Н.,(учебная  деятельность), педагог-организатор Колесникова Т.Н. (воспитательная работа)

 В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят завуч школы, школьный педагог-психолог, учитель начальной, основной, средней школы, врач МБУЗ ЦРБ и логопед по согласованию.

На каждого ребенка заведено личное дело, в составе которого:

-копии документов, подтверждающих статус ОВЗ или инвалидность;

-договор о предоставлении общего образования в МБОУ Маньково-Березовской  СОШ; 

- заключение ПМПК;

- заявление родителей на обучение по установленной образовательной программе;

-согласие на обработку персональных данных.

Социально-педагогическое сопровождение и коррекционно- развивающие занятия для детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляют  педагог-психолог школы.

Администрация и учителя школы  прошли обучение на курсах повышения квалификации.

В школе разработаны  адаптированные основные образовательные программы для детей с задержкой психического развития и детей с легкой умственной отсталостью, в соответсвии с Положением о разработке и реализации адаптированной образовательной программы. Методическим советом школы разработан проект положения рабочей программы  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с примерными рабочими программами (ФГОС НОО) для обучающихся в ограниченными возможностями здоровья, размещенных на официальном сайте издательства «Просвещение» http://adaptation.prosv.ru/category/3.html. По всем предметам учебного плана разработаны рабочие программы. Адаптированные рабочие программы по предметам учебного плана МБОУ Маньково-Березовской  СОШ рассмотрены на педагогическом совете, согласованы методическим советом школы.

         На каждого ребенка, обучающегося индивидуально,  оформлен журнал учета индивидуальных занятий, в котором регулярно записывают темы проведенных уроков в соответствии с календарно - тематическим планированием, выставляют текущие и четвертные оценки, фиксируют домашнее задание.  Домашнее задание дается с учетом возрастных особенностей и требований СаНПиН, а также с учетом психо - физических возможностей ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

В школе разработана  адаптированная дополнительная образовательная программа с учётом образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями детей, детей-инвалидов по духовно-нравственному направлению.

Образовательная организация имеет учебники для специальных (коррекционных) классов VIII вида. УМК соответствует федеральному перечню учебников. Обучающиеся школы, в том числе и обучающиеся на дому, обеспечены учебниками.

В образовательной организации создан и функционирует психолого-медико-педагогический консилиум с целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В школе организована целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические  условия обучения детей с проблемами школьной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

      Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

•        многоуровневую диагностику развития ребенка;

•        создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон  эмоциональной сферы ребенка;

•        взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

В постоянный состав  ПМПк  входят:

Председатель – Федорова Н.Н.,зам. дир по УР;

Ветошнова Н.М.- учитель начальных классов
Дейнекина О.И.- учитель биологии высшей категории
Дунайцев В.П.-  врач-терапевт МБУЗ Милютинская ЦРБ(по согласованию)

 Кудачкина О.Б. - логопед (по согласованию)

 Парфенова Ю.Н.- педаго- психолог (секретарь комиссии)

ПМПк  проводится:

•        в соответствии с планом работы психолого-медико-педагогического консилиума;

•        по результатам обследования (психологической диагностики);

• по запросу родителей (законных представителей);

• по запросу администрации, учителей.

      Проведение заседаний психолого-медико-педагогического консилиума является обязательной и наиболее важной частью в реализации комплексного подхода в  работе.

Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.

Организация работы с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов

   В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей в МБОУ Маньково-Березовской СОШ  создан Консультационный центр.

Консультационный центр является современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья получает методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении детей школьного возраста.

Обратившись за помощью к нашим специалистам, родители получают квалифицированную помощь по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка.