Версия для слабовидящих
 

Методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети "Интернет"

Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества, руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, подготовила методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» (далее – методические рекомендации).

Методические рекомендации одобрены и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.

Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях оказания методической поддержки при создании и ведении персональных сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», а также администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, для организации работы с данной категорией Интернет-ресурсов.  

На данный момент Интернет-ресурсы педагогических работников общеобразовательных организаций занимают важное место в информационно-образовательной среде образовательных организаций в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Данные Интернет-ресурсы используются педагогическими работниками в образовательном процессе и обучающимися из разных субъектов Российской Федерации при подготовке домашних заданий и для саморазвития по различным учебным дисциплинам образовательной программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты отмечают, что эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Имеется практика учета данных сайтов при аттестации педагогических работников в качестве одной из форм ведения цифрового портфолио и реализации ИКТ-компетенции педагогических работников, предусмотренных приказом Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт).

Согласно профессиональному стандарту в трудовую функцию педагогических работников входит формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а в перечень необходимых умений включено владение следующими ИКТ-компетентностями:

   общепользовательская ИКТ-компетентность;

   общепедагогическая ИКТ-компетентность;

   предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Вместе с тем законодательство не регулирует функционирование персональных сайтов и других Интернет-ресурсов педагогических работников и не устанавливает обязательного требования к их наличию.

Согласно пункту 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится к компетенции образовательной организации. На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления на нем информации утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785.

Педагогическим работникам рекомендуется учитывать указанные требования, а при создании и развитии сайтов и (или) страниц педагогических работников в рамках сайта образовательной организации и (или) использовании их в образовательном процессе необходимо следовать данным требованиям.

Рекомендуется также учитывать методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (письмо Минтруда России от 14.02.2017 N 18-3/10/П-866).

Данные методические рекомендации разработаны Минтрудом России в соответствии с положениями статьи 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 15.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно документу предоставлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, необходимо при соблюдении одновременно следующих условий:

   на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация;

   на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность служащего или гражданина;

   общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно служащим или гражданином;

   указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода (для служащего календарный год, предшествующий году представления сведений, для гражданина три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу или муниципальную службу.

К сайтам и (или) страницам сайтов в сети "Интернет" согласно данным методическим рекомендациям относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты.

Понятие общедоступной информации установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ). Согласно указанным положениям Федерального закона № 149-ФЗ под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина.

В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).

Таким образом, педагогическому работнику рекомендуется учитывать различные требования к технической форме реализации и содержанию сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет».  

Педагогическим работникам

В рамках реализации методических рекомендаций педагогическим работникам рекомендуется на сайте Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества:
Пройти бесплатно программу повышения квалификации «Создание и развитие сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет»», разработанную на основе данных методических рекомендаций;

 

Рекомендации администрациям образовательных организаций, органам местного самоуправления, осуществляющим функции управления в сфере образования, и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования, по работе с сайтами и (или) страницами сайтов педагогических работников в сети «Интернет»

 

Администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, органам местного самоуправления, осуществляющим функции управления в сфере образования, и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендуется в работе с сайтами и (или) страницами сайтов педагогических работников в сети «Интернет» учесть следующие рекомендации.

Для популяризации создания и ведения педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций рекомендуется реализовать следующие меры:

  Размещать на официальном сайте образовательной организации актуальные ссылки на сайты и (или) страницы сайтов педагогических работников в сети «Интернет»;

  Учитывать создание и ведение педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» при выделении премий, доплат и надбавок стимулирующего и поощрительного характера;

  Включать информацию о сайтах и (или) страницах сайтов педагогических работников в сети «Интернет» в публичные отчеты и доклады о деятельности образовательной организации;

  Учитывать создание и ведение педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности согласно данным методическим рекомендациям;

  Рекомендовать педагогическим работникам размещать социально значимую и образовательную информацию на сайтах и (или) страницах сайтов педагогических работников в сети «Интернет»;

  Оказывать организационную и методическую поддержку работникам образовательной организации, в частности путем их направления на повышение квалификации по вопросам создания и ведения сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет».

Для популяризации создания и ведения педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» органам местного самоуправления, осуществляющим функции управления в сфере образования, и исполнительным органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендуется реализовать следующие меры:

  Организовывать конкурсы сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет»;

  Учитывать создание и ведение педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» при проведении аттестации педагогических работников на квалификационную категорию согласно данным методическим рекомендациям;

  Предоставить организационную и методическую поддержку работникам образовательной организации, в частности путем их направления на повышение квалификации по вопросам создания и ведения сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет».

Для осуществления мониторинга наличия и ведения учета сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников администрациям общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций ежегодно до начала каждого учебного года рекомендуется осуществлять сбор соответствующей информации и осуществлять мониторинг сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» согласно данным методическим рекомендациям.

Примерная форма представления информации о результатах профессиональной деятельности педагогического работника на сайте и (или) странице сайта педагогических работников в сети «Интернет»

Форма представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”

Информация о мероприятиях, проектах, программах, направленных на повышение информационной грамотности обучающихся